UpRSS :: sMart-lab.ru - блоги трейдеров и инвесторов. ::.
sMart-lab.ru - блоги трейдеров и инвесторов.
           https://smart-lab.ru
Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка
 Fri, 23 May 2025 22:15:23 +0300
Экспорт автомобилей из Китая достиг 6,4 млн в 2024 году.
В 2011 г. Илон Маск смеялся над BYD. В телевизионном интервью Bloomberg глава Tesla был растроган вопросом, предполагавшим, что китайский автопроизводитель BYD является конкурентом. 

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка


Вспомним, как все начиналось.

 К 2011 г. автомобильная промышленность мира была огромной, крайне конкурентной и спящей. Производство автомобилей, вдохновленное «системой бережливого производства» Toyota, стало высокоэффективным и перфекционистским, но также и консервативным. Инновации приходили по частям — система стабилизации от одной компании, GPS-навигация от другой, интеграция Bluetooth откуда-то еще. Это норма в зрелой отрасли со многими игроками в длительной тесной конкуренции. Прогресс происходит распределенными приращениями, а не концентрированными скачками. 

Но затем в 2012 г. дерзкая новая компания представила гламурную версию древнего вида автомобиля, и все изменилось. Журнал Motor Trend присудил новому автомобилю награду «Автомобиль года» с беспрецедентным единогласным голосованием. Журнал Consumer Reports объявил, что это, вероятно, лучший автомобиль из когда-либо созданных, и присвоил ему наивысшую оценку — 99 из 100.

Автомобиль мог разогнаться с нуля до 100 км/ч за 4-5 секунд. Он был признан самым безопасным автомобилем в истории. Он вмещал семь человек, с роскошными функциями, управляемыми с огромного сенсорного экрана рядом с водителем. Его двигатель был в два раза эффективнее любого другого на дороге. И самое главное, вредных выхлопов не было вообще.

Новой компанией стала Tesla. Новый автомобиль – полностью электрическая Model S от Tesla. Но новый автомобиль был одновременно и старейшим типом автомобиля.


Немного истории

К первому десятилетию двадцатого века десятки производителей в Америке и Европе предлагали электромобили. В Нью-Йорке, Лондоне и Париже имелись парки электрических такси и автомобилей доставки.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка
Электрические грузовики заряжаются на станции Сент-Панкрас, Лондон, 1917 год. У компании Midland Railway Company был парк из 84 машин. Во время Первой мировой войны (1914-1918) военное министерство поощряло использование электромобилей, чтобы высвободить бензин и лошадей для армии. Деревянные колеса на этих грузовиках указывают на то, что они могли быть произведены в США. Металлическая пластина в левом нижнем углу гласит «Аккумуляторы Эдисона». Томас Эдисон запатентовал, продвигал и продавал никель-железные батареи, которые, как он утверждал, были лучше стандартных свинцово-кислотных батарей того времени. Они были на удивление надежны и долговечны, но их низкая эффективность и высокая стоимость не позволили им захватить рынок.

Историк технологий Джордж Басалла пишет:

«Электромобиль, казалось, обладал всеми достоинствами лошади и повозки, не имея ни одного из их недостатков. Он был бесшумным, не имел запаха, его было очень легко заводить и водить. Ни одно другое транспортное средство не могло сравниться с ним по комфорту и чистоте, простоте конструкции и удобству обслуживания. Его основными элементами были электродвигатель, батареи, контрольный реостат для регулирования скорости и простая передача. Трансмиссия отсутствовала, а значит, и передачи для переключения.»

В то же время появились двигатели внутреннего сгорания на бензине, но их было трудно эксплуатировать. Владельцы, которые могли себе это позволить, нанимали шофера для ремонта и вождения сложных машин.

Главным ограничением электромобилей было небольшое расстояние, которое они могли преодолеть на одном заряде батареи. Поскольку они были наиболее эффективны в городах, их адаптировали для городских богачей с предметами роскоши, такими как «мягкие кресла, часы, лампы для чтения, дамский туалетный чемодан, мужской набор для курения, цветочная ваза из хрусталя и шелковые занавески». Торговые районы привлекали состоятельных клиентов бесплатными зарядными станциями. Владельцы, которые могли себе это позволить, использовали сервисные центры рядом со своими домами.  Электромобили забирали, заряжали, чистили ночью и доставляли обратно хозяину на следующий день.

Жена Генри Форда любила свой Detroit Electric Model 47 Brougham 1914 года (у Brougham была крыша над пассажирами, но не над водителем) и ездила на нем до 1930-х годов, пока серийные Model T ее мужа вытесняли из мира такие же автомобили, как у нее. Роскошный электромобиль, как у миссис Форд, стоил 3000 долларов. Model T стоил 300 долларов.

Бензин неуклонно дешевел благодаря открытиям месторождений нефти. Изобретение электрического стартера в 1912 году стало прорывом: водителям больше не приходилось рисковать сломанными зубами или вывихнутым плечом, чтобы завести машину. Все, что им нужно было сделать, это нажать кнопку. Кроме того, сеть загородных асфальтированных дорог быстро развивалась. Как только в 1920-х годах начали асфальтировать грунтовые дороги, бензиновые автомобили рванули далеко в сельскую местность и оставили позади городские электрические.


Конкуренты Tesla сначала были озадачены, а затем обеспокоены особенностью бизнес-модели Tesla. Аналитики начали понимать, что электромобили (известные как EV — electric vehicles) станут разрушителями сложившего уклада не только среди автопроизводителей.

Под угрозой оказались и автодилеры. В эссе под названием «Выживут ли автосалоны после революции EV» онлайн-сервис выставления счетов Aria написал в 2018 году:

«Сегодня автодилеры получают большую часть дохода (44%) от запчастей и обслуживания. Когда дело доходит до электромобилей, это настоящая проблема, потому что они требуют очень мало в плане традиционного обслуживания автомобиля. Их электродвигатели и односкоростные приводы исключают необходимость замены масла, проверки трансмиссионной жидкости и охлаждающей жидкости радиатора, замены приводного ремня и воздушного фильтра, а также многих других услуг, приносящих доход, которые дилеры теперь считают само собой разумеющимися».

С точки зрения четырех источников большинства проблем в машинах — движущихся частей, текущих жидкостей, электричества и температурных напряжений — электромобили проще в обслуживании во всех отношениях. Единственная жидкость, которую заправляет клиент, — это жидкость для стеклоочистителей — никакого бензина, никакого масла для замены и никакой охлаждающей жидкости двигателя. В то время как у традиционного двигателя и трансмиссии около 2000 движущихся частей, у двигателя и трансмиссии электромобиля всего двенадцать движущихся частей.  Нет ни стартера, ни распределителя, ни карбюратора, ни свечей зажигания, ни прокладок, ни клапанов, по сути, вообще нет двигателя; также нет топливного насоса, водяного насоса, шлангов, сцепления, глушителя, выхлопной трубы и каталитического нейтрализатора. Все с трудом завоеванные знания о том, как обращаться с этими вещами, стали бесполезными, годными только для поддержания антиквариата.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка
Два электродвигателя между колесами обеспечивают мощность в 670 лошадиных сил, что позволяет разогнать автомобиль с места до 100 км/ч за 3-5 секунд. Низкорасположенная аккумуляторная батарея обеспечивает автомобилю очень низкий центр тяжести и, следовательно, исключительно хорошую управляемость.

Двенадцать подвижных частей электродвигателя и трансмиссии обеспечивают мощность колес с эффективностью 95%. Двигателю внутреннего сгорания повезло, если он получает 30% — это означает, что 70% его энергии тратится впустую в виде тепла, вибрации, трения и шума. Высокая температура, вызванная всем этим молотящим металлом, в сочетании с присущим сгоранию теплом, увеличивает износ всех подвижных частей, и поэтому для поддержания работы системы требуются сложная система жидкостного охлаждения и вентилятор. Напротив, сверхэффективный электродвигатель генерирует так мало тепла, что его можно охлаждать воздухом (справедливости ради, аккумуляторная батарея электромобиля может генерировать много тепла, особенно при быстрой зарядке или разрядке. По этой причине большинство электромобилей имеют собственную встроенную систему жидкостного охлаждения с насосом и радиатором, но жидкость почти никогда не требует замены).

Анализ, проведенный журналом Consumer Reports в 2022 году, показал, что «владельцы электромобилей могут сэкономить от 1800 до 2600 долларов США на эксплуатационных расходах и расходах на техническое обслуживание на каждые 20 тыс. км. пробега… по сравнению с водителями автомобилей, работающих на бензине».

Поскольку Tesla начинала с нуля, как производитель полностью электрических автомобилей, у нее было преимущество в виде ясности цели. Компания производила только один вид автомобилей, и он настолько радикально отличался от автомобилей с ДВС, что Tesla могла свободно переосмыслить все с нуля. С меньшим количеством деталей автомобиль было проще производить. Его аппаратное и программное обеспечение могли быть тесно интегрированы, что позволяло владельцу легко и постоянно обновлять программное обеспечение. 

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка
В 2021 году Tesla представила мегалитейное производство как способ изготовления всего днища Model Y всего из двух частей. Машины впрыскивают потоки расплавленного алюминия в форму для холодного литья, которая может всего за восемьдесят секунд выдать целое шасси, которое раньше содержало более сотни деталей, которые нужно было сварить, склеить. Старый процесс приводил к появлению щелей, дребезжания и утечек. «Так что из ужасного кошмара это превратилось во что-то безумно дешевое, простое и быстрое», — говорит Маск.

Сегодня отрасль в целом все больше следует практикам, созданным Tesla. В 2023 году стандарт зарядного порта Tesla был принят ее ведущими конкурентами Ford и General Motors, и их автомобили приветствовались на тысячах станций суперзарядки Tesla. После того, как Маск бросил вызов своим инженерам разработать способ «цельного мегалитья» большей части днища своих автомобилей, в 2021 году Tesla начала применять эту технологию на всех своих заводах.  Мегалитье имело так много преимуществ, что шесть автопроизводителей в Китае и Volvo в Европе немедленно скопировали эту практику.

В итоге

Ошеломляющий успех Tesla, в том числе финансовый (см. табл. с капитализацией ниже), в сочетании с давлением правительств на все автомобильные компании с целью замены грязного топлива на чистое электричество вынудили всю отрасль вступить в новую эру. Всего через десять лет после появления Tesla каждая крупная автомобильная компания в мире либо предлагала полностью электрическую модель, либо публиковала планы сделать это. Даже АвтоВАЗ.

Стоимость акций автопроизводителей, млрд долл.:

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Ниже представлен графический обзор развития современного сектора электроавтомобилей (EV). 

Как и говорилось выше, электроавтомобили вышли на рынок в 2012 году. С тех пор их доля только растет.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

В 2024 г. будет продано 17 млн электромобилей. Продажи электромобилей составят 20% от всех продаж новых автомобилей. Китай – основной рынок сбыта электроавтомобилей. 

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Общее кол-во электромобилей в мире достигло 40 млн ед. (без учета HEV). Для сравнения: в России всего 43 млн легковых автомобилей. 

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Под электроавтомобилями чаще всего подразумевают только BEV и PHEV типы автомобилей. По тексту электроавтомобили будут сокращенно называться «EV» (electric vehicles).

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Лидером по доле электрокаров в общем объеме новых проданных машин являются страны Северной Европы и Китай.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Если смотреть на макрорегионы, то Китай безоговорочный лидер по доле EV в продажах.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Темпы перехода на электромобили будут зависеть от их стоимости. Ожидается, что конкуренция и инновации приведут к дальнейшему снижению цен. К примеру, стоимость батарей для EV с 2010 г. снизилась на 90%.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

В Китае более 60% электромобилей, проданных в 2023 г., уже были дешевле, чем аналоги на традиционном топливе. И это без учета субсидий на их покупку. 

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

В 2023 г. на внутреннем рынке КНР продавалось около 50 доступных моделей электромобилей, многие из которых можно было купить дешевле $15 000. В Европе и США электрокары, особенно в начальном и среднем ценовых сегментах, все еще дороже аналогичных автомобилей на ископаемом топливе, что отпугивает многих покупателей, несмотря на потенциальную экономию.

В отношении транснациональных компаний и Китая существует довольно предсказуемый цикл. Он выглядит следующим образом:

Шаг 1. Транснациональная компания размещает свои заводы в Китае, соблазненная сочетанием дешевого производства, крупных контрактов и мечты об огромных рыночных возможностях.

Шаг 2. Китай присваивает технологии транснациональной компании посредством сочетания совместных предприятий, поглощений, обратного проектирования и шпионажа.

Шаг 3. Китайские компании вытесняют транснациональные компании с китайского рынка.

Шаг 4. Китайские компании выходят на экспорт и вытесняют транснациональные компании на мировых рынках.

Все эти шаги и проделал Китай в EV секторе.

Шаг 1. Большинство крупнейших мировых автопроизводителей разместило производство в Китае. Теперь доля выручки от их бизнеса в Поднебесной составляет 10-40% в общей выручке компаний.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Шаг 2. Китай освоил технологии. Качество автомобилей, произведенных в Китае, в т.ч. и китайских брендов, теперь на уровне многих европейских, корейских, японских и американских автомобилей. 

Оценить надежность «китайцев» непросто, например, они почти не представлены в Европе, где можно было бы сравнивать их с привычными нам моделями. В немецком рейтинге TUV или английском WarrantyDirect просто нет данных по авто из Поднебесной, а вот американская компания J.D. Power, которая имеет подразделение в Китае уже не первый год публикует рейтинги китайского автопрома.

Исследования J.D. Power включают анализ проблем, возникших после трех лет эксплуатации автомобилей (рейтинг VDS), анализ проблем в течение первых трёх месяцев эксплуатации (рейтинг IQS), а так же потребительские качества автомобилей (рейтинг APEAL).

Исследование 2023 года основано на ответах 37 973 владельцев транспортных средств, которые приобрели свои автомобили в период с декабря 2018 года по май 2022 года. Исследование охватывает 247 моделей 46 различных марок и проводилось с января по июнь 2023 года в 81 крупном городе по всему Китаю.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Результаты исследования J.D. Power показывают, китайские автомобили приблизились по уровню качества к зарубежным аналогам.

Шаг 3. Китайские компании вытесняют зарубежные с местного рынка.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Пожалуй, нет лучшего примера быстрого перехода Китая к электромобилям, чем BYD. Автопроизводитель успешно перешел от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к электромобилям с аккумуляторной батареей и подключаемым гибридам. Компания делает это с головокружительной скоростью, наращивая производство темпами, о которых европейские или американские производители могут только мечтать.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

С 2018 года BYD увеличила продажи с 200 000 автомобилей в год до более чем 3 миллионов в 2023 году, все из которых электромобили. 

В результате BYD превзошел Volkswagen как самый продаваемый автомобильный бренд в Китае.

На мировом рынке BYD теперь производитель №2 «чистых» электрокаров (BEV).

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Сегодня самый продаваемый автомобиль в мире — электромобиль. Tesla поставила более 1,2 млн единиц Model Y, больше, чем любая другая модель автомобиля, включая автомобили с ДВС. Между тем, по Model-3, на шестом году производства, продажи увеличились на 11% до 529 000 единиц.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

У BYD было пять моделей в глобальном топ-10, причем Song и Qin были самыми продаваемыми в мире среди PHEV.

Но если оценивать BYD по сумме BEV+PHEV, то китайская компания теперь №1 на рынке электрокаров. Ее производственные мощности почти в 1,5 раза больше, чем у Tesla. 

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка
Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Знаменитая фраза Энцо Феррари: «Ferrari всегда будет производить на одну машину меньше, чем требует рынок» до сих пор глубоко укоренилась в ДНК Ferrari. 

Но у китайцев другой подход. Они агрессивно демпингуют для поддержания высоких темпов роста продаж… Во многом поэтому операционная маржа производителей из Китая заметно ниже среднего уровня.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Уровень конкуренции на китайском рынке сейчас такой, что для роста продаж автопроизводители постоянно снижают цены. На внутреннем рынке отмечается тенденция к перепроизводству автомобилей. Все это приводит к Шагу №4.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Шаг 4. Китайцы начали экспансию на мировой рынок. Разница между объемом производства и потреблением автомобилей в Китае увеличивается. «Излишек» идет на экспорт. 

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

В 2023 г. Китай стал экспортером автомобилей №1, обогнав Японию.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Хотя большинство новостей о китайских автомобилях в Европе и Северной Америке сосредоточены на электромобилях, они не являются крупнейшим экспортным товаром, поскольку Китай продолжает поставлять большое количество обычных автомобилей в Азию, на Ближний Восток, Россию и в Африку. 

Однако продажи электромобилей в Европу растут больше всего, а доля электромобилей в экспорте автомобилей Китая выросла до 25 процентов с 15 процентов всего два года назад. 

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Китайские автомобили были встречены на Западе неоднозначно, поскольку ажиотаж по поводу ценовых преимуществ в сегменте все еще очень дорогих электромобилей столкнулся с опасениями по поводу безопасности и качества. Большие претензии также и к ценообразованию на автомобили. В США и Европе вводятся меры по ограничению поставок автомобилей из Китая.

В деньгах экспорт «чистых» электрокаров (BEV) из Китая составил в прошлом году 34 млрд долл.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

По данным первого полугодия 2023, Россия стала рынком №1 для экспорта автомобилей из Китая. Почти весь объем продаж — автомобили на бензине/дизеле.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Другие страны интересуются в основном электрокарами.

С 2021 г. статья экспорта из Китая в Россию «Транспортные средства, комплектующие и запчасти» выросла в деньгах более чем в 5 раз.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

«Легковые транспортные средства» — самая быстрорастущая категория экспорта из КНР в Россию.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Во многом благодаря автомобилям Россия вошла в топ-8 партнеров КНР по экспорту (уровень Индии и Ю.Кореи). 

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Рынок США для Китая пока закрыт. Но Китай умеет ждать…  

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

На рынке США лидируют американские компании во главе с Tesla.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Индийский рынок небольшой, но быстрорастущий. Пока на нем доминирует местная Tata. 

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Крупнейшая автомобильная компания мира Тойота считает, что путь к полной электрофикации автомобилей займет гораздо больше времени и инвестирует в гибриды (HEV) и подключаемые гибриды (PHEV).

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

В последнем финансовом году только 1,1% продаж Toyota/Lexus приходился на BEV, тогда как доля гибридов составила 35% от проданных автомобилей. И объемы HEV растут. 

Надо отметить, что Toyota не одинока в данном вопросе. Если не брать во внимание технологии экономии топлива, применяемые для ДВС, то технологии чистых гибридов (HEV) у крупнейших автопроизводителей пока более востребованы, чем PHEV или BEV. См. рисунок ниже.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Батареи

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Стоимость аккумулятора составляет от 14 до 35% от стоимости электроавтомобиля (сейчас автопроизводители чаще всего гарантируют 8 летний период работы батарей). 

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Цена аккумуляторной батареи для электромобилей зависит от различных факторов, таких как стоимость сырья, производственные затраты, сложность упаковки и стабильность цепочки поставок. Одним из главных факторов является химический состав.

В 2021 году на рынке аккумуляторов доминировали аккумуляторы NCM с долей рынка 58%, за ними следовали LFP и NCA, занимавшие по 21% каждый. См. табл.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Прогнозируется, что к 2026 году доля рынка LFP увеличится почти вдвое и достигнет 38%. Доля NCM составит 45% рынка, а доля NCA, как ожидается, снизится до 7%.

Средняя стоимость ячейки в прошлом году составила порядка 100-150 долл. за кВт·ч. Это все еще дорого, но в 2010 году она составляла 1200 долл. за кВт·ч!

Самым дорогим компонентом батареи является катод. Это положительно заряженный электрод, и когда батарея разряжается, как электроны, так и положительно заряженные молекулы перетекают от анода к катоду, который сохраняет их до тех пор, пока батарея не будет заряжена снова.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Вот почему катод так важен — он, по сути, определяет производительность, диапазон и термическую безопасность батареи, а следовательно, и самого электромобиля. Катоды состоят из различных очищенных форм металлов в зависимости от конкретной химии элемента. Обычные составы катода включают литий-железо-фосфат, литий-никель-марганец-кобальт и литий-никель-кобальт-алюминий-оксид.

Все, что находится за пределами катода, составляет 49% стоимости ячейки. Производственный процесс составляет значительную часть затрат — порядка 24%. Анод — еще один важный компонент батареи, составляющий 12% стоимости. Анод в литий-ионной ячейке обычно изготавливается из натурального или синтетического графита, который дешевле, чем сырье, используемое для катода.

У Китая почти 60% мирового рынка аккумуляторных батарей для EV.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

По данным Fortune Business Insights, объем мирового рынка аккумуляторов для электромобилей вырастет до 100 млрд долл. к 2029 г.

В 2023 году BYD обогнала LG Energy Solution и заняла второе место среди производителей. Это было обусловлено спросом со стороны собственных моделей EV и ростом заказов от сторонних организаций, включая поставку аккумуляторов для произведенных в Германии Tesla Model Y, Toyota bZ3, Changan UNI-V, Venucia V-Online, а также нескольких моделей Haval и FAW.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Китайская компания CATL — крупнейший в мире поставщик батарей для электромобилей — сделала два важных анонса, которые могут повлиять на весь рынок автомобилей без двигателей внутреннего сгорания. В апреле CATL сообщила о начале выпуска литий-железо-фосфатных (LFP) аккумуляторов с гарантийным сроком эксплуатации 15 лет (или 1,5 млн км.), с заявленной дальностью хода 1000 км от одной зарядки. Кроме отличного запаса хода новые батареи поддерживают технологию быстрой зарядки, благодаря которой восполнение энергии аккумулятора идет со скоростью 1 км дальности хода за секунду. Другими словами, пять минут зарядки будет хватать на 300 км пути. Конечно, для этого и зарядные станции должны поддерживать новую технологию: CATL объявила о планах вместе с партнерами построить сеть из 600 станций нового поколения в 271 городе Китая. Батареи Shenxing Plus являются усовершенствованной версией аккумуляторов Shenxing, представленных всего восемь месяцев назад и предлагавших запас хода до 700 км, так что прогресс менее чем за год получился весьма существенный. 

CATL поставляет батареи для Tesla, Mercedes, Volvo, Hyundai, Kia, а также для многих китайских автопроизводителей.

В отличие от конкурентов, которые для производства батарей, кроме лития, используют никель, марганец и кобальт, CATL в свое время сделала ставку на LFP-батареи: фосфат железа в изобилии имеется в природе и обходится дешевле, чем вышеупомянутые компоненты. Изначальная проблема LFP-батарей — низкая плотность хранения заряда — была решена в аккумуляторах Shenxing Plus, которые обеспечивают плотность хранения заряда на уровне 205 Вт*ч/кг. 

В начале 2024-го CATL пообещала снизить цены на батареи в течение года на 50%, что должно положительно повлиять как на появление большего количества недорогих электрокаров, так и на общий рост поставок автомобилей без ДВС. 

Сырье

Критически важными для производства батарей являются несколько видов минералов. 

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Растущий спрос на ключевое «аккумуляторное» сырье, в т.ч. вызванный переходом на электромобили, может привести к дефициту предложения сырья от 10 до 40%, который обеспечит потенциальную инвестиционную возможность для компаний, занимающихся разведкой и добычей полезных ископаемых.

Для примера, ячейки средней батареи емкостью 60 киловатт-часов того же размера, что и в Chevy Bolt, содержали примерно 185 килограммов минералов. 

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

Тем не менее, благодаря наблюдавшемуся недавно инвестиционному буму в области разведки и добычи, цены на сырье для аккумуляторов пока вернулись к уровню 2021 года.

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

 

Китай успешно реализует 4-й шаг покорения EV рынка

МВФ обращает внимание на логистические риски: «Важнейшие полезные ископаемые чрезвычайно уязвимы в случае сбоев в торговле… Две трети мирового кобальта добывается… в одном только Конго. Тройка крупнейших производителей никеля и лития контролирует более 60% поставок. Добыча сырой нефти, по сравнению с этим, гораздо более диверсифицирована».


Хорошего дня! заходите на тг канал https://t.me/TradPhronesis
Кому помешали дивиденды на Мосбирже
 Fri, 23 May 2025 18:33:20 +0300
     Список компаний, отказывающихся от дивидендов, всё расширяется и готовится занимать уже 2 страницы.
Кому помешали дивиденды на Мосбирже

     Помнится, что несколько лет назад компании старались выплачивать хоть что-то. Теперь уже мало кто из СД рекомендует к выплате их. В основном компании стараются оставить деньги внутри. Если, конечно, они смогли хоть что-то заработать.
     Кто отказался от дивидендов:
  • СД ОВК рекомендовал акционерам отказаться от дивидендов за 2024 год
  • СД Ленты не будет выплачивать дивиденды за 2024 год
  • Нижнекамскнефтехим
  • РБК
  • Магнит
  • НЛМК
  • ФСК
  • Норникель
  • Газпром
  • Коршуновский ГОК
  • ПИК
  • En+
  • Промомед
  • Позитив Технолоджи
  • Распадская
  • ЦИАН
  • Самолёт
  • Совкомфлот
  • Хэдхантер
  • ММК
     Самое интересное, что почти у каждой конторы свои причины. Черт с ними, с металлургами. С хэдхантером тоже понятно, ибо там прошлая выплата удовлетворила кого-то. Ведь Чистая прибыль за 2024 год была 24,4 млрд рублей, а выплатили дивидендов 40 млрд рублей. Т.е. примерно столько, сколько было заработано за последние 3 года. Тем более в те года дивиденды не выплачивались.

     У Позитив Технолоджи закончилось первое слово в названии. А долю миноров размыли путём награды сотрудников через допку. Напомню, что данный бонус случается при превышении капитализации компании каждые «в 2 раза». Последняя высокая цена была на уровне около 3100 рублей за акцию и теперь, следуя программе «допка при росте капитализации в 2 раза», новая допка будет не ранее 6200 рублей/акцию, что, возможно, будет равно — никогда. Но это не точно.

     С Газпромом мы уже выяснили. Его доят за все титьки, что только есть. различные карманы пухнут от денег Газпрома. жаль только это не карманы миноритариев.
     Норникель давно грустит. Особенно после того как открыли кучу «Норникелей» в других частях света. Да и цена на никель чувствует себя не лучшим образом, что естественно:

Кому помешали дивиденды на Мосбирже


     Магнит, мерзавец, сделал то, что нужно было сделать, но лучше бы выплатил. =)

     От РБК уже давно никто ничего не ждёт и до сих пор непонятно что он делает на фондовом рынке. Зачем занимает строчку в терминале?

     С Самолётом всё понятно. Он в пролёте. Как и ПИК.

     Хотя нам всем нынче устроил дивидендный сюрприз не абы кто, а сам ВТБ.

Кому помешали дивиденды на Мосбирже


     Только тут вопрос вот в чём: одобрят ли акционеры эти дивиденды? Чисто в теории почему бы и нет? Но случиться может всякое, как и в Газпроме.
     Ну и на самом деле тьма компаний будет выплачивать дивиденды. Правда не те, которые хотелось бы. Вот, например, Ламбумиз. Выплатит рекордные дивиденды в 3,5%. А рекордные, потому как единственные. Точнее говоря первые после IPO. Пока же самые жирные (двухзначные) дивдоходности у этих вот контор:
Кому помешали дивиденды на Мосбирже


     Как считаете, с какой вероятностью дивиденды ВТБ будут утверждены?
Почему уходят трейдеры и инвесторы. Ответ Бродяге.
 Fri, 23 May 2025 20:04:18 +0300
Ответ трейдеру, который спрашивает, сколько активных инвесторов на мосбирже.

Всё сделали вот эти люди, которых вы каждый день видите в комментариях.

Они обосрали трейдинг и инвестирование, обвиняли биржу. Нагоняли негатив и паранойю.
И в итоге, люди ушли. С ними ушли деньги.
Делайте выводы.
Трейдеры ушли на криптобиржи. Инвесторы ушли на вклады.
Миллионы людей читали весь этот негатив в адрес биржи.
Почему это выгодно было всем этим знакомым нам лицам, этим фейкам, которые скрывают свои имена? Они неудачники. Их радуют неудачи людей. Радует падение экономики.
Потому что они зарабатывают на этом. Богатеют на этом. Чем в стране хуже, тем лучше этим зловредным людям.



Всё это сила и влияние негативной информации.

Люди склонны верить плохому.

Когда в социальных сетях и форумах звучит много критики в адрес биржи, это создает атмосферу страха и недоверия.

Инвесторы уходят с рынка. И это приводит к оттоку капиталов.

Это диверсия. Подрыв экономики. Они занимаются внутренней подрывной деятельностью против России. Зловредные подлые людишки. Либералы и большевики. Всех их надо выявить и арестовать. Отправить работать в трудовые лагеря на Север.

Постоянные нападки на трейдинг формируют представление о том, что рынок — это место для дураков и идиотов. Для неудачников или мошенников.

Это отталкивает новых участников. И демотивирует всех, кто уже активно инвестирует.

Криптовалюты стали альтернативой.

Многие трейдеры нашли утешение на криптобиржах, и надеются, что смогут избежать манипуляций. Однако, высокая волатильность и отсутствие регулирования скорее всего, приведут к большим потерям.

Кто выигрывает от этого?

Зловредные личности. Существует группа людей, которые извлекают выгоду из падения рынка. Они могут быть как трейдерами, так и просто неудачниками с негативным настроем, которые радуются неудачам других. Их цель — создавать атмосферу паники и недоверия. Чтобы зарабатывать на этом. Пользуются ситуацией.

Крипторынок стал поляной для хищников, хакеров и мошенников. Они всё дожрут.

Так устроена экономика криминала.

Скрытые интересы. Некоторые из этих мнимых экспертов могут иметь свои интересы в других рынках. Например, криптовалюты. Или недвижимость. И они выигрывают от падения биржи. Их комменты могут быть частью стратегии манипуляторов общественным мнением.

Что делать дальше?

Во-первых, это фокус на долгосрочных целях. Инвесторы мосбиржи пришли на рынок надолго. До пенсии или навсегда. И надеются оставить и передать капитал родственникам или благотворительным фондам.

Во-вторых, это активный трейдинг и активные инвестиции. Выкупать падения акций. Играть на повышение.

Сейчас мы видим очень сложный рынок. И если ничего не исправить, впереди будут банкротства и дефолты. Логично, что надо объяснить населению, как можно зарабатывать на бирже.

На таком рынке никак. Деньги ушли. Акции будут падать. Надо популяризировать трейдинг и скальпинг.

Люди вкладываются во всякие глупости. Бизнес партнёрства и франшизы. Открывают пивные бары и разливайки. Этот рынок перенасыщен. На нём избыток торгашей.

Перенасыщен и рынок гаражников, мастеров и ремесленников. Они уже лишние. Да и возраст. Болезни и усталость. Впереди долговая яма. Продажа квартиры. Нищета. Ничего хорошего. Надо мотивировать их на развитие мастерства трейдера и скальперских навыков.

Айтишники могут заниматься торговыми роботами. Есть стратегии, при которых эти роботы не сливают. Надо двигать рынок. Даже силами торговых роботов. А где взять деньги для этого? Продать что-нибудь ненужное. Что у нас ненужное? Да всё вокруг. Всё это станет мусором. Авто, телек, наследство от стариков. Не станет денег платить за кредиты и за коммуналку. Надо создавать новые навыки.

Надо создавать себе пенсию. Это облигации и дивиденды госкомпаний.

Надо создавать капитал. Сберегать, инвестировать и приумножать.

Сколько может дать скальпинг? Примерно 5% в месяц. Допустим, скальпер заработал всего три тысячи рублей на торговый капитал сто тысяч рублей.

Это мало? Это сорок процентов за год. Это удвоение за пару лет. Через десять лет можно будет накрутить на машину или на квартиру.

Неужели лучше выплачивать автокредиты и ипотеку? Ну как-то так.

Страну надо спасать. Сначала банки платили по вкладам 20% годовых. Теперь обещают 25 и 30%. Что будет дальше? Сорок процентов годовых? Потом и под сто процентов? И кредиты под двести процентов? Как уже было в девяностые, при царе Борисе.

Так мы придём к уходу инвесторов в криптовалюты. Мосбиржа обанкротится.
Будете юморить про её смерть и похороны.

Чего вы ждёте? Объясните населению, что акции поднимутся до справедливой цены. И дадут 25% годовых. Рост плюс дивиденды. Объясните, что это работа над своим будущим. Создание личного пенсионного капитала.
СД - «Совкомбанк»: ДИВИДЕНДЫ = 7 856 117 007, 20 руб. (0,35 руб.
 Fri, 23 May 2025 20:00:05 +0300
СД - «Совкомбанк»: ДИВИДЕНДЫ = 7 856 117 007, 20 руб. (0,35 руб.

Самые быстрые новости у нас! https://t.me/newssmartlab

Источник:https://www.e-disclosure.ru/portal/event.aspx?EventId=3NEZp1JgU0e60oXIj7NQuA-B-B
Метод Геллы. Красиво летят (gbp/usd)
 Fri, 23 May 2025 11:36:45 +0300
                 — Я ведь, собственно говоря,
                      водки не пью.
                  — Стыдитесь!
                      (М. Булгаков)


Всем трям и привет! Вот и пятница пришла! Долетели.  Можно подводить итоги и настраиваться на выходные. А заодно поработать и подумать о тщетности бытия. ))
Чем дальше в лес, тем толще партизаны © Это я про «бытие». 
Ничего не меняется и остается как и было. Не считая только того, что делается вид кипучей деятельности и, как обычно, обещания светлого будущего. Но любое будущее, особенно для себя, мы делаем сами, без указки сверху. 
А кто там что сказал и пообещал, это, к сожалению, только сотрясание воздуха. 
Так ша, куем своё счастье и благосостояние самостоятельно, наслаждаясь шоу, которое нам устраивают наши (и не только наши) избранники. 

НОВОСТИ НА СЕГОДНЯ:

Метод Геллы. Красиво летят (gbp/usd)

Всего много, и даже по делу.

РЫНКИ НА УТРО:

GOLD — с задергами, но уверенно идут вверх. ТУТ. И в процессе ухода в диапазон (3500.0-3150.0) по D1-W1.

BRENT — без изменений. ТУТ. 

S&P 500 — идут на пробой 6К. Работает паттерн. 

КРИПТА — уже пробивает хаи, в полете с целью на 124К. ТУТ. 

ММВБ — укрепление рубля негативно влияет на индекс МБ. хы.... 

GBP/USD. 

Ну штож, уже все поняли, что доллар начал дешеветь с приходом Трампа в Белый дом. Ну да, вот как-то так. В прошлое своё президентство он топил за сильный бакс и всё для этого делал, а сейчас как-то молчит, и бакс активно сливают. 
Естессно, это ни в коем случае не значит, что доллару и США кирдык и полное забвение. И понятно, что всё, что происходит, имеет определенный смысл. Даже если мы его не понимаем. Трамп и КО наверняка затеяли многоходовку, в которой хорошо поимеют со всего мира.
Но нам с этого, естессно, ничего не перепадет. Поэтому принимаем ситуацию как есть, и вместе с толпой едем в паровозе «Дешевый доллар».

Через фунт доллар начали продавать 25 января этого года. Как раз после инаугурации Трампа. Оттолкнулись от лоев и полетели.
График W1 (неделя). 
Бодро летят, скоро 1.40 встретим, если всё так и пойдет.
Метод Геллы. Красиво летят (gbp/usd)


И сегодня послушаем роллингов))


Всем хорошей пятницы!!!
Мира и профита!
Ваша Gella!


Вам нравится топик и атмосфера в блоге? :)
Отблагодарить автора за работу можно так: 

USDT TRC20 (крипто-кошелек)  
TMt4cvDHHNKUJ8Bizupaokdqw7C8qUkYGZ 

Visa (карта РБ, $) — 4601 0104 3096 1544 (Hrodnikava Aliaksandra)

Спасибо ВСЕМ!

 



Всех запутали: Алгоритмы запустили ракету в MRKZ после того как компания опубликовала запутанный сущфакт
 Fri, 23 May 2025 11:20:03 +0300

Всех запутали: Алгоритмы запустили ракету в MRKZ после того как компания опубликовала запутанный сущфакт
Сегодня вышел сущфакт по mrkz.
Наш новостной бот t.me/newssmartlab
неправильно распарсил сообщение

www.e-disclosure.ru/portal/event.aspx?EventId=P96JFoxA2UqzLWg9Oy-Ajbg-B-B

Там совет директоров mrkz принял решение одобрить дивы в дочке, бот прочитал это как дивы mrkz.

Хотя совет директоров mrkz ранее уже принимал решение о том чтобы не выплачивать дивы.

Приношу извинения, к сожалению тех накладки бывают, никакого злого умысла с нашей стороны не было

Upd. Похоже не только наш пасер неверно обработал это сообщение, видимо есть еще и алгоритмы, которые непосредственно читают сущфакты (а не наш канал) и сразу принимают решения
СД - ТГК-1: ДИВИДЕНДЫ = 0,000828802 рубля, ДД: 13.22%
 Fri, 23 May 2025 11:18:04 +0300
СД - ТГК-1: ДИВИДЕНДЫ = 0,000828802 рубля, ДД: 13.22%

Самые быстрые новости у нас! https://t.me/newssmartlab

Источник:https://www.e-disclosure.ru/portal/event.aspx?EventId=H-CErLkccl0qWwlr0wR3CpA-B-B
Настроения сильно изменились за год: больше о размещениях почти никто не думает
 Fri, 23 May 2025 10:32:03 +0300

Настроения сильно изменились за год: больше о размещениях почти никто не думает
2,5-й день сижу на форуме инвестфандс.

Печалит, что тут инвест фонды типа тематика, но на самом деле доминируют облигационщики. Хотелось бы больше equity traders, private investors хотелось бы видеть больше family offices, hedge funds
Совет директоров SOFL определит дату Собрания акционеров
 Fri, 23 May 2025 10:09:25 +0300
Друзья, на e-disclosure вышел сущфакт с повесткой на заседание СД, которое состоится сегодня:

В числе пунктов этой повестки вопросы:

• О проведении ГОСА Софтлайн по итогам 2024 года, его подготовке и проведении;
• О рекомендациях ГОСА по дате, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов по акциям SOFL по итогам 2024 года.

Поклонникам Набиулиной посвящается. 12 лет у руля ЦБ
 Fri, 23 May 2025 10:02:39 +0300
С июня 2013 года ваш идол сидит в цб. 
Достижения:
1. Инфляция 500+%
2013 год хлеб стоил 12р, картошка 10р, лук 15р
2025 год 60р, 100р и 100р соответственно
Цель по инфляции достигнута. Вместо ожидаемых 4% в год за 12 лет эт примерно 100% получилось 500%. 
2. Количество пустых рублей, как выражается голд, в 2013 — 27 трлн в 2025г — 120 трлн. 
3. Доллар 30-->80р. Напомню что при Игнатьеве и любой цене на нефть было 28-32р
4. Утрата 300 млрд долларов на еврейских счетах в натовских странах
5. Зарплата госпожи ЦБ 12 млн в 2013 и 35 млн в 2025г. В аккурат под курс доллара. Совпадение?
6. В 2013 году 900 банков, в 2025 — 300. Уничтожено 600 банков
7. К 2014 году прибила спрос на все до такой степени, что пришлось ставку опускать до 4%. Сам помню как все встало колом в 13 и 14 году
8. За 12 лет у руля рубль так и не стал свободно конвертируемой валютой. Ни в одной стране мира сегодня его не принимают, кроме барыг на тайланде и турции
9. Рубль как деньги оценивается очень скромно, ибо сотни компаний нашего балагана так и не смогли вырасти. Это говорит о том, что рубль никакой долгосрочной ценности не имеет и его постоянно нужно конвертировать то в доллары то в товары.

10. Светлого рублевого будущего за 12 лет мы так и не увидели. 

Всё
Ситуация на текущий момент.
 Fri, 23 May 2025 09:25:08 +0300

Ситуация на текущий момент.



❗️Сегодня утреннего обзора рынка не будет! (в привычном для всех формате)

Больше десяти лет я ежедневно публиковал обзоры рынка, практически без перерывов. И сегодняшний день — не исключение.

Однако, новый обзор будет в формате онлайн-трансляции прямо в этом (https://t.me/romanandreev_trader) тг-канале. Анонс был опубликован ранее.

Я разберу более подробно:
◾️ текущую рыночную ситуацию по основным активам
◾️ возможные сценарии движений, которые я ожидаю
◾️ текущие инвестиционные идеи и не только.

Кроме того, во второй части вас ждёт закрытая презентация новой программы, на которую желающие смогут оставить заявку одними из первых.

➡️ Рекомендую всем быть онлайн, чтобы ничего не пропустить, включая важные анонсы.

До встречи на трансляции!

Ситуация на текущий момент.



⛽ Нефтегазовый сектор – Подробный обзор
 Thu, 22 May 2025 20:50:46 +0300

⛽ Нефтегазовый сектор – Подробный обзор

ММК - насколько все плохо?
 Fri, 23 May 2025 08:10:21 +0300

Как я и писал в разборе итогов года, в последнем квартале темпы падения замедляются, однако пока разворотом не пахнет. И вот на моем столе сейчас лежит вполне ожидаемый слабый отчет ММК по итогам первого квартала 2025 года. Его то мы и разберем сегодня.

В начале 2025 года на момент выхода годового отчета МСФО ожидали, что сезонные факторы и высокая ключевая ставка продолжат оказывать неблагоприятное влияние на деловую активность в России. При этом в первом квартале продолжался капитальный ремонт доменной печи №7.  

На Мосбирже вчера был большой день без дивидендов.
 Fri, 23 May 2025 08:06:59 +0300

Норникель без дивидендов
НЛМК без дивидендов
Магнит без дивидендов
Газпром без дивидендов

Самое главное, что во всех компаниях, кроме Магнита, дивидендов и не ожидалось. Не та ситуация у каждого из названных бизнесов, чтобы распределять прибыль акционерам. Сегодня важнее сосредоточиться на оптимизации расходов и издержек, и укреплении бизнеса к будущему новому циклу роста экономики.

Но сам день все таки показательный. Сразу четыре крупных компании входящих в индекс отказались от дивидендов. Это прямое следствие экономических и политических событий происходящих в стране. И если СВО не кончится в ближайшее время, в следующем году список без дивидендов будет больше.

Кстати, есть ещё одна интрига с голубой фишкой. Речь конечно же про ВТБ. Учитывая, что пока на повестке продолжение СВО, банку логично отказаться от выплаты дивидендов или перенести их на более поздний срок. Но тут интрига будет держаться до конца июня. Судя по котировкам, рынок не очень верит в дивиденды от ВТБ.

https://t.me/borodainvest

Главные новости из мира инвестиций 23 мая 2025
 Fri, 23 May 2025 05:57:33 +0300
  
Главные новости из мира инвестиций 23 мая 2025

ПРОМОМЕД ломает шаблоны
 Fri, 23 May 2025 08:03:04 +0300
Надолго ли с нами доллар по 79?
 Fri, 23 May 2025 07:19:27 +0300
Надолго ли с нами доллар по 79?


Выше 105 рублей за доллар в декабре и ниже 80 в мае. Кто бы мог такое предвидеть!

Чтобы предположить, что дальше, как обычно почитаем, что пишет экспертное сообщество.

Исходя из написанного беспокоиться за рубль по-прежнему рано. Аналитики единодушны: рубль должен слабеть. Пока царит единодушие, всё в порядке, можно держать деньги на депозите под ±20% и не переживать.

И, в общем, картина уже привычная. Рубль укрепляется или устойчив, и это противоречит ожиданиям большинства.

Но есть в ней и новенькое. Во-первых, убеждать, что «рублю конец», стали меньше. Видимо, устали.

Во-вторых, стала иногда мелькать идея, что перед сильным ослаблением рубль может локально и точно напоследок, но тоже сильно укрепиться.

На данный момент я бы этими штрихами еще пренебрег. Но тенденции мнений, как и ценовые тенденции, складываются на фондовом или валютном рынке быстро. Так что понаблюдаю и с интересом.

Кто знает, может, в июне те же эксперты, что предсказывали рублю скорый крах всю первую половину 2025 года, вдруг переосмыслят обстоятельства и займут противоположную позицию. Заранее всегда кажется, что такого не бывает, но бывает именно так. Порядочный эксперт не должен угадывать рынок, иначе станет управляющим активами.

На уровне собственных предположений, если до сего момента не было и намеков для разворота рубля, то теперь к уровню намеков мы, видимо, подходим. Рука медленно ложится на пульс.
Telegram: @AndreyHohrin


Источник графика: www.profinance.ru/charts/usdrub/lca7
Источники экспертных мнений: www.finam.ru/publications/section/market/, ru.investing.com/analysis/market-overview
Не является инвестиционной рекомендацией. Ссылка на ограничение ответственности

Следите за нашими новостями в удобном формате: TelegramYoutubeСмартлабВконтактеСайт

Лучшие бумаги недели. Выпуск 718 – обновления для пятницы
 Fri, 23 May 2025 08:00:05 +0300

Лучшие бумаги недели. Выпуск 718 – обновления для пятницы


В таблице 1 приведены 32 наиболее ликвидные акции нашего рынка, упорядоченные по убыванию доходности за неделю с 15.05.2024 по 22.05.2025. Первые 8 акций – это лучшие бумаги недели по состоянию на утро 23.05.2025.

Лучшие бумаги недели. Выпуск 718 – обновления для пятницы

                                              Таблица 1.


Обратите внимание на таблицу 1: за прошедшую неделю выросли всего 2 бумаги. Это очень плохой сигнал, по моей статистике это означает то, что, скорее всего, и следующая неделя закроется падением. Соответственно, текущая рекомендация для тех, кто торгует по системе BWS:

  1. Продать все акции.
  2. Купить ОФЗ ближнего срока погашения, например, ОФЗ 26234.
  3. Не торговать до 30 мая 2025.

 

Сравнение доходности с индексом МосБиржи:

Лучшие бумаги недели. Выпуск 718 – обновления для пятницы

                                                                                 Таблица 2.

На что стоит обратить внимание:

 

  1. Бумаги покупайте в равных долях.
  2. Не забывайте устанавливать стоп-лосс после каждой покупки.
  3. Тэйк-профит ставить не надо, прибыль не ограничивается.
  4. На этот раз мы проиграли индексу Мосбиржи. Неделя была, мягко говоря, не самой удачной, сразу 4 стоп-лосса, да и проиграли мы индексу, плюс еще и стопы немного испортили общую картину. Вот такой у нас рынок сейчас, другого, увы, нет. Опять выходим в ОФЗ до лучших времен.

Полное описание торговой системы приведено здесь: Торговая система BWS

Предыдущий выпуск можно посмотреть здесь:  Выпуск 717 – обновления для пятницы


Берегите свои деньги! Торгуйте грамотно!

10 лучших дивидендных акций 2025 года от аналитиков ФИНАМ. До 25% дивидендами
 Fri, 23 May 2025 07:51:01 +0300

Есть такая поговорка: «Из кувшина в чашку можно налить только то, что в нём было». Если там вода, а хочется, чтобы лилось пивко, одного желания будет мало. Так и с аналитиками: напрасно порой ждёшь от них каких-то уникальных прогнозов, ведь все они наполнены одними и теми же рекомендациями. Или не все? Посмотрим, есть ли у экспертов ФИНАМ что-то свежее.

10 лучших дивидендных акций 2025 года от аналитиков ФИНАМ. До 25% дивидендами

Ещё топы дивидендных акций и обзоры:

Если богатеете на дивидендах, обязательно подписывайтесь и не пропускайте новые дивидендные обзоры.

Итак, дивидендный сезон стартовал, и на кого предлагают обратить внимание?

ВТБ 

  • Дивдоходность: 25,7%
  • Апсайд: 4,7% 

Аналитики считают, что привлекательность акций ВТБ — в их сильной недооценённости по мультипликаторам, однако возможная допэмиссия для восполнения капитала выступает фактором риска. Дивиденды нужны правительству, так что просто выбора нет. У меня в портфеле нет и не планируется.

Икс 5

  • Дивдоходность: 19,8%
  • Апсайд: 21% 

Про дополнительные дивиденды в ФИНАМ не говорят, он может быть, а может и не быть. Но это одна из тех компаний, которые менее всего пострадают при потенциальном охлаждении экономики, так как занимает нишу продуктового ритейла, который характеризуется устойчивостью спроса. Ещё и финансовые показатели сильные. У меня в портфеле есть.

Сургутнефтегаз-ап

  • Дивдоходность: 18,8%
  • Апсайд: 19,3%

Вера в традиции и ослабление рубля. Ну а чего ещё ждать от экспортёров. Ах да, доходы от кубышки. Хорошая дивидендная история. У меня в портфеле есть немного.

МТС

  • Дивдоходность: 16%
  • Апсайд по бумаге: 41% 

35 рублей — и точка. Тут особо не о чем говорить. Система доит, можно присоединиться. Дивиденды в долг. У меня в портфеле чуть-чуть.

Лукойл

  • Дивдоходность: 14,4%
  • Апсайд: 24,1%

Самая щедрая нефтяная компания, которая выплачивает 100% скорректированного свободного денежного потока. Бонусом идут низкие мультипликаторы, эффективная нефтепереработка и наличие собственного нефтетрейдера. Одна из основных акций в моём портфеле.

Ренессанс Страхование

  • Дивдоходность: 14,5%
  • Апсайд: 32,7%

А вот и что-то новенькое. Эксперты ФИНАМ считают, что благодаря высокой степени цифровизации и развитию MedTech-направления Ренессанс будет расти быстрее рынка. Не знаю, у меня акций в портфеле нет, в страховании понимаю меньше, чем в нефти.

Транснефть-ап

  • Дивдоходность: 14,4%
  • Апсайд: 9,1%

Транснефть, несмотря на повышение налога на прибыль до 40%, планирует продолжать выплачивать 50% прибыли в виде дивидендов благодаря индексации тарифов на транспортировку нефти на 9,9% вместо изначально планировавшихся 5,8%. Ну и кубышка есть, а долгов нет. У меня в портфеле нет.

Мосбиржа

  • Дивдоходность: 12,8%
  • Апсайд: 29,8% 

Ещё одна интересная идея. Тут прекрасные финансовые показатели. Биржа остаётся бенефициаром жёсткой ДКП. А когда произойдёт разворот ДКП, будут расти обороты. Тут много «если», но если санкции снимут, то будет ещё лучше. В портфеле имеется.

Башнефть-ап

  • Дивдоходность: 12,4%
  • Апсайд: -5,8%

Аналитики эту идею выделяют как рискованную. Идея в том, что на долгосрочном горизонте компания повысит норму выплат дивидендов с 25% прибыли или хотя бы частично снизит уровень дебиторской задолженности в пользу Роснефти. Кроме того, префы имеют аномально высокий дисконт к обычке. Я не рискую, акций в портфеле нет.

Россети Ленэнерго

  • Дивдоходность: 12,5%
  • Апсайд: 32%

В ФИНАМ считают, что рост тарифов поддержит выручку и чистую прибыль, что создаст потенциал для увеличения дивидендных выплат акционерам. Отчётность хорошая, прибыль растёт. Так-то платят хорошо, но у меня в портфеле сетевиков никаких нет.

Поинтереснее подборка, чем обычно, без откровений, конечно, но всё же не совсем стандартный набор. Про ВТБ молчу, кроме ФИНАМ его лишь сам ВТБ рекомендует брать на всю котлету. У меня в портфеле есть 5 из 10: Икс 5, СНГ-ап, Лукойл, Мосбиржа и МТС. Существенные доли лишь у Лукойла и Икс 5. 

❓ Как у вас, дамы и господа?

Подписывайтесь на мой телеграм-канал про инвестиции в дивидендные акции и облигации, финансы и недвижимость.

⚡️ТГК-14: так ли важны риски, когда срок выпуска 7 лет?
 Fri, 23 May 2025 07:34:32 +0300

(спойлер: да)

24% на мужской одежде: новые облигации Хэндерсон 1Р-01 на размещении
 Fri, 23 May 2025 07:09:24 +0300
24% на мужской одежде: новые облигации Хэндерсон 1Р-01 на размещении


Хэндерсон — сеть салонов мужской одежды. Хэндерсон позиционирует себя в сегменте «доступный люкс», где ранее были представлены иностранные бренды, которые в настоящее время ушли с рынка РФ.

29 мая Хэндерсон планирует собрать заявки на приобретение нового выпуска облигаций с постоянным купоном с погашением через 2 года. Посмотрим подробнее параметры нового выпуска, оценим целесообразность участия в размещении.

Выпуск: Хэндерсон 1Р-01
Рейтинг: ruA+ (эксперт РА)
Объем: 1,8 млрд ₽
Номинал: 1000 р.
Старт приема заявок: 29 мая
Дата размещения: 2 июня
Дата погашения: 2 июня 2027
Купонная доходность: до 22% (доходность к погашению до 24,3%)
Периодичность выплат: ежемесячные
Амортизация: нет
Оферта: нет
Для квалифицированных инвесторов: нет

Показатели и цифры компании
— 1998 г. — открытие первых магазинов;
— 164 магазина в 64 городах России, 2 салона в Армении, работающие по франшизе;
— более 18 млн. посетителей в год;
— более 5 млн. единиц продаж в год.

Согласно отчету по МСФО за 2024 год:
— выручка 20,84 млрд р. (+24%);
— валовая прибыль 14,22 млрд р. (+22% г/г);
— EBITDA 5,37 млрд р. (+19%)
— чистая прибыль 3,05 млрд р. (+29,7% г/г); Рентабельность по чистой прибыли по итогам 2024 г. составила 14,6% против 14% годом ранее.
— денежные средства и их эквиваленты 1,562 млрд.р (на 31.12.23 данный показатель был на уровне 2,574 млрд.р).
— чистый долг 501 млн.р (на 31.12.23 данный показатель был на уровне минус 502 млн.р). Однако у компании имеются долгосрочные обязательства по аренде в размере 7,12 млрд.р.
— долг с учетом обязательств по лизингу/EBITDA = 1,42х.

24% на мужской одежде: новые облигации Хэндерсон 1Р-01 на размещении

IPO акций компании на Мосбирже состоялось в ноябре 2023 года по цене 675 руб. за бумагу. Доля акций в свободном обращении (free-float) составила 12,1%. Сейчас акции торгуются по цене 592,9 р. за акцию. Компания уже 2 раза выплачивала дивиденды и еще одна выплата ожидается в июне (дивидендная доходность 3,4%).

Вывод: компания с хорошими финансовыми показателями, за исключением растущих долгосрочных обязательств по аренде. Из рисков стоит отметить временное отсутствие конкуренции, при возможном возвращении зарубежных брендов одежды компания уже не сможет поднимать цены (например как в 2022 году). Если купон будет ниже 22%, то с точки зрения доходности будет выглядеть неинтересно, т.к. есть более выгодные действующие 2-х летние выпуски в данном рейтинге. Если буду участвовать в размещении, то при условии купона не ниже 22%.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал, в нем:
— делаю обзоры на ценные бумаги,
— показываю свой путь к доходу с дивидендов и купонов.

Максим Орловский без оптимизма
 Thu, 22 May 2025 11:28:22 +0300

Традиционный конспект эфира с Максимом Орловским на РБК — youtu.be/yBD7BdN8YPI

Максим Орловский без оптимизма

Ждете 2500?
 Thu, 22 May 2025 11:02:35 +0300
Ждете 2500?

Летим летим)
Без промптов и регистрации: создали своего виртуального помощника на базе ИИ для сотрудников Группы
Идеи в облигациях
 Thu, 22 May 2025 10:58:29 +0300

«Балтийский лизинг» серии БО-П16 и БО-П17. БО-П16 – интересно, БО-П17 – нет.

«Балтийский лизинг»- одна из самых надежных лизинговых компаний на рынке (рейтинг: ruAA-/AA-(RU) Эксперт РА/АКРА), занимающая ведущие позиции по обслуживанию поставок автотранспортных средств, строительной техники и машиностроительного оборудования. Книги заявок по облигациям «Балтийский лизинг» серии БО-П16 объемом не менее 2 млрд рублей и серии БО-П17 объемом не менее 1 млрд рублей предварительно откроются 27 мая. Срок обращения обеих серий – 3 года (1080 дней). Купонный период каждой серии – 30 дней. Номинальная стоимость каждой ценной бумаги – 1 000 рублей. Цена размещения – 100% от номинала. Способ размещения облигаций серии БО-П16 – открытая подписка, серии БО-П17 – открытая подписка для квалифицированных инвесторов. Амортизация (предварительно) по каждой серии: по 11% от номинала в даты выплаты 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 и 33 купонов, 12% – 36 купон. Индикативная дюрация серии БО-П16 – ~1.6 лет. Тип купона серии БО-П16 – фиксированный на весь срок обращения. Ориентир по ставке купона – не выше 23% годовых (доходность – не выше 25.59% годовых). Тип купона серии БО-П17 – переменный, определяемый как сумма доходов за каждый день купонного периода, исходя из значения КС Банка России + спред не выше 375 б.п. Предварительная дата начала размещения – 30 мая. Ниже представлены торгуемые выпуски эмитента с фиксированным купоном (кроме них, есть еще ЦФА выпуски). Маркетинговая доходность БО-П16 — 25.59% сильно выше, чем у торгуемых бумаг, и мы ожидаем снижения купона в ходе маркетинга. По G-спред (~650 б.п.) выпуск также интересен.

Идеи в облигациях


Чем обеспечен миллиард Энергоники?
 Thu, 22 May 2025 11:19:13 +0300

ООО «Энергоника» — энергосервисная компания, созданная в 2013 году для работы с бюджетными организациями в сфере энергоэффективности. Компания проводит комплекс мероприятий, направленных на снижение энергозатрат за счет замены или реконструкции старого освещения на энергоэффективное. ООО «Энергоника» является представителем производителей энергосберегающих светильников на базе светодиодов.
ИНН - 7709938216

Так контора говорит сама о себе, а что на самом деле...

Чем обеспечен миллиард Энергоники?

Финансовое состояние

На конец 2024 года, ООО «Энергоника» — умеренно рискованное, значительно закредитованное, частично неликвидное, малоэффективное предприятие. Выручка в отчётном периоде составила 322.3 млн, чистая прибыль 38.9 млн рублей.

На 1 рубль собственного капитала приходится 5.43 рубля заёмных денег. Заёмный капитал обеспечен собственными резервами на 18%. Общая задолженность компании состоит из 704.8 млн рублей долгосрочных обязательств и 300.3 млн текущих.

Кредитоспособность предприятия умеренная. ЛИСП рейтинг: rlBB+

ООО «Энергоника» — компания умерено высокого инвестиционного риска на 01.01.2025 года. Финансовое состояние и финансовая устойчивость удовлетворительные.

Динамика финансового состояния нестабильная, ниже порога надёжности. Тем не менее, обозначилось укрепление финансовой устойчивости за счёт чистой прибыли. Однако надеяться на дальнейшее укрепление финансового состояния не стоит. Рост чистой прибыли резкий, что говорит о её случайности и возможном снижении в 2025 году до прежних уровней.

Контора никогда много не зарабатывала и за всё время существования накопила 55 млн рублей при общем долге 1.1 млрд. Становится понятным, что отдавать долги никто не собирается, они просто будут рефинансироваться. Контора закредитованная, в отчётном периоде ликвидная. Деньги в конторе есть, но только на покрытие срочных долгов. Структура капитала неудовлетворительная. Бизнес полностью зависим от заёмных денег.

Динамика финансового состояния

Чем обеспечен миллиард Энергоники?

Динамика чистой прибыли

Чем обеспечен миллиард Энергоники?

Динамика активов

Чем обеспечен миллиард Энергоники?

Статистика финансового состояния

Отчётный
период

Доля бумаг в
портфеле, %

Инвестиционный
риск

Вероятность
банкротства, %

ЛИСП
рейтинг

2016 г.

0.39

максимальный

80.0

rlD

2017 г.

3.43

средний

4.3

rlBBB+

2018 г.

2.88

умеренный

7.9

rlBB+

2019 г.

0.90

максимальный

80.0

rlD

2020 г.

2.36

умеренный

12.9

rlB+

2021 г.

0.88

максимальный

80.0

rlD

II квартал 2022 г.

0.27

максимальный

80.0

rlD

2022 г.

0.38

максимальный

80.0

rlD

II квартал 2023 г.

0.25

максимальный

80.0

rlD

2023 г.

1.41

высокий

56.7

rlCC

II квартал 2024 г.

1.29

высокий

60.0

rlC

2024 г.

2.98

умеренный

7.9

rlBB+

Экспертное заключение

Проведённый финансовый анализ ООО «Энергоника» за 2024 г., показал следующие инвестиционные характеристики компании:

Инвестиционная вероятность банкротства: 7.9%
Статистическая вероятность банкротства: 5.3%
✔ Ликвидность: достаточная
❌ Закредитованность: 5.43
✔ Уровень Эффективности Бизнеса: 43
✔ Уровень КредитоСпособности: 58
❌ Уровень Инвестиционного Риска: 2.98
✔ Чистая прибыль: положительная
✔ Деятельность компании: не финансовая

Целесообразность инвестирования по купонной доходности: 11.2

Инвестиционный риск оправдан:
✔ высокой купонной доходностью
❌ надёжностью финансового состояния

В июле 2025 года, конторе погашать первый выпуск на 50 млн. Надо полагать, что за свой счёт контора погашать его не будет. Ждём её на размещении. Консервативным парням и девчонкам инвестировать в компанию не рекомендуется. 

Уровень инвестиционного риска

 Дерзким парням, которым риск не писан, не более 2.9%от инвестиционного портфеля.

 

Контора проанализирована с помощью ЛИСП

Не забудьте тыкнуть в ⭐

В ТГК-14 распродали даже корпоративную технику и пришли занимать на биржу
 Wed, 21 May 2025 22:18:15 +0300

ТГК-14 1Р7 — самый хайповый выпуск облигаций за последнее время. Ещё бы — купон до 25%, сроком на 7 лет. Звучит максимально привлекательно, тем более, что и компания прибыльная, пока прибыльная. Но есть ряд существенных минусов, которые для меня перевесили плюсы.

Я не стану писать полный обзор, их уже написали более чем достаточно. 

Основные минусы: 

1.  В конце апреля агентство АКРА понизило рейтинг компании до BBB, изменив прогноз на «негативный», что полностью обосновано. 
2.  Из ТГК-14 слишком активно выводятся средства и не только через дивиденды, но и по средствам займов, особенно в последнее время. При этом новые владельцы компании с самого начала строят бизнес на серых схемах, если не сказать хуже, на финансовых махинациях, а несогласных в них участвовать просто увольняют или вынуждают уволиться. 
3. У компания нет средств на модернизацию оборудования, которое работает ещё с советских времён. 

Ну и вишенка на торте, ниже совсем свежая статья с новостного портала Бурятии, где и находится ТГК-14

О компании, которая выглядит как пример стабильности, но на самом деле находится на грани глубокого кризиса

ТГК-14 позиционирует себя как стабильно растущую организацию с хорошими финансовыми показателями. Руководство отчаянно пытается создать положительный образ теплоэнергетиков, делясь различными достижениями.

На помощь боссам ТГК по какой-то причине пришёл инвестор Юрий Козлов, который в своём телеграмм-канале «Инвестируй или проиграешь» опубликовал анализ показателей компании со знаком плюс. По словам Козлова, за 2024 год теплоэнергетики продемонстрировали сильные финансовые результаты: выручка выросла на 8,7 % до 19,3 миллиарда рублей, а показатель EBITDA* – на 23,4 % до 3,8 миллиарда рублей, достигнув рекордной за последние восемь лет рентабельности в 19,6 %. Чистая прибыль компании увеличилась на 6,9 % до 1,8 миллиарда рублей, несмотря на негативное влияние изменения налоговой нагрузки.

Голос независимого аналитика Юрия Козлова резко контрастирует с реальным представлением компании. Несмотря на привлекательные финансовые результаты, у ТГК-14 очень много проблем, связанных с управлением основными фондами. Компания практически не проводит необходимые сезонные ремонты на своих электростанциях, а запуск работ по модернизации оборудования постоянно откладывается. В итоге всё это выливается в дефицит мощностей в разгар зимы, когда спрос на тепло максимален.

Да, выручка растёт, но это не отменяет надобности в срочной модернизации старых котлоагрегатов, которые работают с ещё советских времен. Собственники пренебрегают основными принципами ведения бизнеса, им легче держаться за краткосрочные выгоды. Но такой подход быстро может привести к необходимости инвестиций в восстановление ресурсов уже за счёт государства или повышения тарифов на теплоснабжение. Платить эти тарифы придётся обычным гражданам.
Интересно, что сама ТГК-14 вместо инвестирования в модернизацию предпочла продолжать выводить средства из компании, продав корпоративную технику.❗️

В общем, со слов официальных представителей ТГК-14, компания успешно развивается, модернизируется, а её финансовые показатели отличные. Инвесторы тоже не скупятся на комплименты: мол, всё идёт по плану.
❗️Но реальность на местах выглядит совсем иначе.

Взять хотя бы Улан-Удэ, где ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 находятся в подвешенном состоянии. Сроки ремонтов упущены, подрядчиков нет, а материалы для ремонта существуют только в обещаниях. Так что вся эта модернизация – пустые слова.

Такая стратегия «выжимания», а не развития, может привести к серьёзным проблемам. В итоге ТГК-14 рискует стать заложником собственного подхода – придётся не только менять тактику, но и вливать огромные деньги в обновление оборудования.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423